Что должен знать учитель при приеме
экзамена.
Причины плохого усвоения знаний,
неумение их применять, не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой
памяти и недостаткам развития интеллектуальных умений. В решении некоторых
видов учебных задач проявляются природные генотипические особенности учащихся
(свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий
человеку тип высшей нервной деятельности) .
Подросток со слабой нервной
системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем
материала утомляет его, высокий темп деятельности с частым переключением и
распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность. Сильными
сторонами подростков со слабой нервной системой являются:
склонность к планированию и
любовь к последовательности при выполнении любого вида деятельности;
успешность в составлении
различных письменных планов для управления своей деятельностью и деятельностью
других людей;
склонность к систематизации
знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения;
предпочтение внешних опор и
различных схем, поэтому они не только умеют ими пользоваться, но и обнаруживают
существенное преимущество при их составлении.
Учебная деятельность включает в
себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий,
связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы:
лабильностью (скоростью возникновения, смены и прекращения нервного процесса
возбуждения или торможения) и подвижностью (скоростью протекания основных нервных
процессов – возбуждение и торможение) .
Инертный подросток склонен
тщательно, кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполнения в обычных
условиях, где время неограниченно, будет не хуже результата, полученного
подвижным школьником. Степенность и неторопливость позволяет ему:
- дольше выполнять однообразную и
неинтересную работу, что труднее, чем качественно выполнять нечто захватывающее
и увлекательное;
- долго сохранять активность,
длительно работать в своем темпе, не смотря на то, что инертный ребенок
медленно включается в деятельность;
- быть более усидчивым и
внимательным, дольше слушать объяснения учителя;
- более устойчиво закреплять
усвоенный материал;
- глубоко продумывать и тщательно
организовывать различные виды деятельности.
У школьников, особенно к старшим
классам, вырабатывается временной режим учебных заданий. Не ломайте этот режим
в период подготовки к экзаменам (совы, жаворонки) . Следите за тем, чтобы
чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего будут прогулки по свежему
воздуху.
Нужно учитывать и специфику
предметов, по которым ребенку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным
экзаменам, целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а
подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому
языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.
Как правило, дети сдают не один,
а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после
которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача –
праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный
результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком.
Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно
руками, не вешайте ярлык "неспособный” на своего ребенка. Обсудите случившееся
и учтите этот опыт в дальнейшем.
По сути, наши дети не просто
сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная
форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное
время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний,
умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и
учиться.
Использованная и
рекомендуемая литература.
"Возможности практической психологии в образовании” Выпуск
2. Москва 2000г. – УЦ "Перспектива”.
"Как преодолеть стресс” Э. М. Рутман. С. – Петербург 1998г.
"Мозг. Обучение. Здоровье” В. С. Ротенберг, С. М.
Бондаренко. Москва 1989г. – "Просвещение”.
"Практическая психология образования” Под ред. И. В.
Дубровиной. Москва 1998г. – "Сфера”.
"Психология подростка” Под ред. А. А. Реана. Москва 2003г. –
"Олма-пресс”
"Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям,
ответам на уроках” О. И. Тушканова. Волгоград 1999г. – "Центр психологии и
педагогики”.
"Развитие интеллектуальных способностей школьника” Л. Ф.
Тихомирова. Ярославль 1997г. – "Академия развития”.
"Стресс жизни понять, противостоять и управлять им” Сост. Л.
М. Попова, И. В. Соколов. С. – Петербург 1994г.
"Энциклопедия экстремальных ситуаций” А Л. Гостюшин 1995г. –
"Зеркало”.
Материал подготовила педагог-психолог Панова Н.А.
|